Борьба в песке
Гран-при Бахрейна принес невероятную гонку, на первый план которой вышли тактическая смекалка и умение работать с шинами. Четвертый этап первенства завершился триумфом двигателей Renault: первой в сезоне победой действующего чемпиона мира и двойным подиумом команды Lotus. Результат гонки, сложись обстоятельства иначе, мог быть и иным. Но чемпион мира продемонстрировал, что все еще на коне и австрийский коллектив рано сбрасывать со счетов!
Между тем, бахрейнский этап мог и вовсе не состояться. Нестабильная политическая ситуация в этом арабском королевстве, и вызванные ею народные волнения, уже привели к отмене намеченного на март 2011 года Гран-при Бахрейна – этап несколько раз переносился, но в итоге был вовсе вычеркнут из календаря чемпионата мира. Ситуация в стране за год так и не стабилизировалась. В результате чего сама идея проведения соревнований в бунтующей стране вызывала нарекания. Этап чемпионата мира Формулы-1, который должен олицетворять престиж государства, на этот раз стал подобием красной тряпки для представителей многих политических и религиозных организаций.
Федерация находилась перед лицом непростого выбора. Но спортивные руководители FIA предпочли поставить интересы спорта выше политики. В конце концов, в период проведения Гран-при Бразилии не так уж редки случаи грабежа или даже обстрела представителей Формулы-1, и вряд ли кому в голову могла придти мысль отменить гонку в Великобритании из-за прошлогодних бунтов. Основным критерием принятия решения о проведении соревнований стала возможность обеспечения безопасности людей, находящимся на территории автодрома. Организаторы гарантировали полную защищенность участников первенства и персонала. Инспекция специальных служб FIA подтвердила это, констатировав высокий уровень подготовки защитных мероприятий.
Но как бы то ни было, обстановка выдалась крайне нервозной и напряженной. И это не могло не сказаться на ходе гоночного уик-энда. За все время соревнований автодром посетило меньше пятидесяти тысячи человек. Для сравнения, в позапрошлом году, когда гонка на этой трассе проходила в последний раз, это число была практически в три раза больше.
Типичный «Тилькодром», автодром Сахир был возведен буквально посреди пустыни в центральной части главного острова государства всего за 14 месяцев. И 4 апреля 2004 года был дан старт первого Гран-при Бахрейна чемпионата мира Формулы-1 на новой трассе. Последняя гонка чемпионата мира в 2010 году прошла на длинном варианте трассы, с дополнительной «петлей» на стыке первого и второго секторов, увеличившей длину круга на 887 метров. Но та гонка получилась достаточно скучной. Многие участники первенства жаловались на ее конфигурацию, и организаторы приняли решение отказаться от этой идеи и проводит соревнования Формулы-1 на трассе в классическом исполнении, протяженностью 5412 метра.
Расположение автодрома в пустыне накладывает свой отпечаток на специфику трассы и покрытия. Гонки на Сахире, несмотря на то, что зачастую проходят в условиях сильной жары, не так требовательны к физическим кондициям участников соревнований, как азиатские этапы в силу характерного для пустыни низкого уровня влажности. Но технике приходится не сладко. Высокие температуры требуют большого внимания к охлаждению различных частей и механизмов автомобилей.
Сильные ветра, характерные для этого региона, наносят на трассу большие объемы песка. И даже работа технических служб автодрома не позволяет полностью очистить гоночное покрытие. Автомобиль, покинувший гоночную траекторию, поднимает в воздух небольшую пылевую завесу. Все это влияет на ухудшаение и без того не самых лучших сцепных качеств покрытия. Что вкупе с высокой степенью абразивности асфальта, большими температурами дорожного полотна из-за интенсивного нагревания прямыми солнечными лучами делает трассу крайне требовательной к ресурсным и сцепным свойствам покрышек. Из-за чего работа с шинами является ключевым фактором успеха на этом гоночном кольце.
Вследствие чего немало удивил выбор Pirelli. Итальянские шинники привезли на этот этап средний и мягкие составы резины. Что обещало большие скорости, но, при этом, и быстрый износ резины и, как следствие, увлекательную и непредсказуемую гонку.
Учитывая характеристики и специфику трассы, позволяющую вести борьбу, а так же и то, что было неизвестно, как поведет себя система на данной трассе, было решено сделать одну зону активации DRS на старт-финишной прямой. А линию замера интервала между участниками расположить перед 14-ым поворотом.
Свободные заезды прошли достаточно спокойно и не были отмечены особыми инцидентами. Быстрейшие времена ожидаемо были показаны гонщиками Mercedes и Red Bull. По результатам тренировок стало очевидно, что самым критичным моментом уик-энда будет именно работа с покрышками. Слишком уж велик оказался износ резины на абразивном, раскаленном, покрытом слоем песка асфальте.
В первой части свободных заездов за рулем Williams FW34 Валттери Боттас сменил Бруно Сенну. В Lotus большую часть дня посвятили освоению нового варианта днища, которое в теории могло давать преимущество, вплоть до 0,2 секунды. Итогами испытаний в команде остались довольны, результатом чего стало принятие решения смонтировать на машинах в гоночной конфигурации именно эту деталь. Первенствовал же по итогам утреннего заезда Льюис Хэмилтон.
Во второй тренировочной сессии Виталий Петров занял шестнадцатую позицию. Но только благодаря тому, что команда Force India в целях обеспечения безопасности своего персонала решила покинуть автодром до наступления темноты, в связи с чем болиды этой команды во вторые полтора часа пятничных тренировок на трассе так и не показались. Кто-то воспринял это как демарш. Но представители команды выпустили официальное заявление, что это связано с произошедшим в четверг попаданием бутылки с зажигательной смесью в машину с представителями персонала Force India.
В субботу утром усилившийся ветер принес на трассу большое количество песка и пыли. Видимость упала. Сцепление резины с трассой ухудшилось. Болиды большей части пелотона страдали от перегрева агрегатов из-за попадания песка в технологические отверстия. На эту серию свободных заездов большинством гоночных коллективов были запланированы тесты мягкого типа покрышек, провести который в полном объеме не удалось. Показать быстрейшее время в таких условиях, как и во второй серии пятничных заездов, удалось Нико Росбергу.
Квалификационные заезды вновь заставили задуматься о факторе везения в автоспорте. Подтверждая тенденцию, третий раз подряд из первой части квалификации не удалось выйти Жану Эрику Верню. Большой неожиданностью стало то, что к нему присоединился Михаэль Шумахер. Команда заявила, что по ходу быстрого круга на автомобиле самого титулованного в истории Формулы-1 пилота вышла из строя система DRS. Хотя, по паддоку пошли слухи, будто в Mercedes допустили банальный тактический просчет и недооценили скоростные качества болидов более слабых команд на мягком типе резины. Потеря пяти стартовых позиций в этой части пелотона не выглядела столь критичной проблемой. И воспользоваться этой не самой приятной ситуацией, на машине Михаэля сменили коробку передач.
Хейки Ковалайнен, воспользовавшись неудачами фаворитов, к ликованию персонала Caterham, пробился во второй квалификационный сегмент. Но даже в самой команде не верили в возможность опередить по его результатам кого-либо, и решили поберечь резину. Показав лишь базовое время, финн все-таки квалифицировался на 16-ой позиции. Согласно официальным заявлениям Williams, на машине Пастора Мальдонадо произошли серьезные неполадки с KERS, которые не позволили венесуэльцу, и без того оштрафованного потерей пятью стартовыми позициями, выехать на трассу.
Из второго сегмента не смог выйти Кими Райкконен. Финн квалифицировался 11-ым. В команде честно признались, что ошиблись, не выпустив гонщика второй раз. Но основной целью этих действий технического штаба и самого гонщика была экономия комплекта покрышек. Компанию Райкконену составили Кобаяши, Хюлкенберг, Сенна и Масса, квалификационный результат которого во втором десятке уже не вызывает столько вопросов.
В третьем квалификационном отрезке гонщики McLaren и Red Bull приняли решение выехать в начале, дабы установить базовое время. Алонсо, допустив ошибку на быстром круге, решил не расходовать резину и вернулся в боксы. На трассе он больше не показался. В Force India также пытались сэкономить комплект резины, из-за чего Пол ди Реста так и не показал зачтенного времени. Горожан на этот раз, сумел показать лишь седьмой результат. Баттон после допущенной в десятом повороте ошибки решил не заканчивать круг. Но установленного времени хватило, чтобы квалифицироваться на четвертой позиции. Первый ряд стартового поля по итогом квалификации заняли гонщики Red Bull и McLaren.
Злоключения Toro Rosso чуть было не довершил Даниэль Риккардо, не заметивший сигнализации светофора и маршала, призывавшего его свернуть в гараж технических служб для прохождения процедуры краткой инспекции. Персонал команды тут же оттолкал машину в боксы технических комиссаров. После рассмотрения разъяснений по данному инциденту FIA ограничилась лишь наложением предупреждения на молодого австралийца. И показанному в третьем зачетном отрезке невероятному шестому результату гонщика Scuderia Toro Rosso ничего не угрожало.
За два часа до гонки погода преподнесла очередной сюрприз. Пошел редкий для пустыни дождь. Синоптики предсказывали высокую вероятность грозы. Небо оказалось затянутым облаками и прямые солнечные лучи не попадали на поверхность трассы. Температура воздуха снизилась примерно на десять градусов, а асфальт остыл до +27. Но как показал ход соревнований, это практически не сказалось на темпах износа резины в гоночных условиях.
Начался заезд с уверенного старта действующего чемпиона мира. На удивление неплохо ушел в гонку Филипе Масса. Бразилец сумел выиграть четыре позиции и закончить первый круг восьмым. Главным неудачником старта можно считать, потерявшего к концу перового круга добрый десяток позиций, Даниэля Риккардо. Квалифицировавшийся шестым австралиец вышел из первого поворота лишь тринадцатым. И на середине первого круга Автомобиль Риккардо оказался на пути Хейки Ковалайнена. Гонка для австралийца была испорчена. По итогам первого круга Даниэль пропустил вперед большую часть пелотона, в том числе и напарника Верня, стартовавшего лишь с 17-ой позиции. Великолепный результат квалификации австралийца оказался единственным достижением команды на этом этапе мирового первенства. Для Toro Rosso результат Гран-при Бахрейна сложно описать другим эпитетом, кроме как «полный провал». Большую часть дистанции Даниэль был вынужден бороться с Виталием Петровым. И, в итоге, финишировал, уступив партнеру по команде.
Как это часто бывает, успешная квалификация обернулась для Хейки Ковалайнена крахом надежд финишировать на высокой позиции. Проведя по окончании первого круга внеплановую остановку для замены пропоротого в столкновении с Риккардо колеса и исследования болида на предмет критических повреждений, Ковалайнен оказался в арьергарде пелотона. Но скоростные характеристики Caterham намного превосходили форму машин HRT. И вскоре на замыкающие позиции вернулись те, кого видеть на них привычней всего – гонщики испанской команды.
Хейки по итогам всех квалификаций этого сезона, хоть и не намного, но опережает партнера по команде. И третью гонку кряду уроженец Выборга на финиш прибывает впереди своего более опытного партнера по команде. Но именно в этой гонке команда смогла проявить себя с наилучшей стороны, продемонстрировав прогресс в результатах. К успешной квалификации Ковайланена можно прибавить то, как Виталий на протяжении большей части дистанции на равных сражался с Риккардо! Завершили же гонку напарники по Caterham на 16 и 17 позициях.
На 25 круге из гонки незаметно выбыл Шарль Пик. Его напарник по команде Тимо Глок после крайне тяжелой гонки смог финишировать лишь 19-ым, опередив только гонщиков HRT.
В лучших традициях прошлого сезона, без особого труда сохранив лидирующую позицию, Себастьян Феттель стал достаточно уверенно увеличивать отрыв от группы преследователей, возглавлял которую сохранивший на старте вторую позицию Льюис Хэмилтон. Но на 10 круге британец не выдерживает и сворачивает в боксы. Проведенный пит-стоп, при всем желание, тяжело было назвать гладким. Как неделей раньше это случилось с его напарником, на машине Льюиса далеко не сразу удается закрепить заднее левое колесо. После окончания серии пит-стопов становится ясно, что британец оказывается лишь шестым с отставания от идущего первым чемпиона мира более четверти минуты. В дальнейшем дистанция, разделяющая Льюиса от лидирующей группы, лишь росла.
Но на этом неприятности чемпиона мира 2008 года не окончились! На втором пит-стопе ситуация повторяется, и вновь затянулась работа с креплением заднего левого колеса. В команде приняли решение перестраховаться, и заменить орудующего гайковертом механика. И третья остановка в боксах прошла уже без особых осложнений.
По ходу дистанции Нико Росберг откровенно удивлял рискованными действиями на грани фола. На десятом круге, защищая только что завоеванную позицию от атаки Хэмилтона, на подъеме от третьего поворота к четвертому, Нико очень агрессивно сдвинулся вправо, чуть не отправив британца в путешествие по обочине. Но удержать Льюиса не сумел. А 17 кругов спустя, в том же самом месте, атакуя Алонсо, Нико предпринимает точно такой же маневр. И, полностью покинув полотно трассы, сумел опередить испанца.
После победоносной гонки в Китае для заводской команды немецкого автоконцерна все вернулось на круги своя. Машины демонстрировали всю ту же максимальную скорость, но пресловутые проблемы с износом резины и невозможностью найти оптимальные настройки на гонку не позволили реализовать ее в финиш на высокой позиции. Пятый результат для победителя предыдущей гонки, при всем желании, трудно назвать успехом…
Но как бы это ни было парадоксально, десятая позиция на финише Михаэля Шумахера позволила впервые в сезоне набрать зачетные баллы обоим гонщикам команды. Стартовав из задних рядов, Михаэль стабильно по ходу гонки прошивал пелотон. В результате нескольких успешных обгонов, неудачам соперников и верно реализованной стратегии семикратный чемпион мира смог финишировать десятым, заработав тем самым второе очко в зачет текущего чемпионата.
Провал в квалификации обернулся сбереженными комплектами резины, наличие которых позволяло в гонке несколько лишних кругов демонстрировать конкурентоспособные скоростные качества. Не спроста большая часть гонщиков показывали быстрейший круг в гонке через два круга после последней смены колес. А тот факт, что машины к тому моменту еще не отработали большую часть топлива и имели порядочный весовой гандикап, лишь подтверждает, что фактор свежих покрышек имеет в современной Формуле-1 большее значение, нежели вес болида.
Основная интрига гонки развернулась к середине дистанции. К лидеру на крейсерской скорости стал приближаться Кими Райкконен. Уйдя в гонку с одиннадцатой позиции, финн сумел удачно принять старт, и первый круг закончил уже седьмым. После чего он допустил небольшую ошибку в начале третьего круга, пропустив вперед себя Массу. Борьба со вторым номером Скудерии стоила потерянным времен и незначительным повреждением переднего антикрыла, которое оказывало негативное воздействия на ходовые качества E20 Райкконена по ходу всей дистанции. Благодаря старту на свежем комплекте Кими имел возможность заменить их на три круга позже основных конкурентов. И воспользовавшись преимуществом неиспользованной резины, за несколько кругов Райкконен опередил четырех соперников и вышел на третью позицию.
В кои-то веки коллектив из Энстоуна не стал мудрить с тактическими схемами, и избрал стандартную для этапа стратегию. Благодаря уверенной работе с резиной, машины команды имели некоторое преимущество над соперниками. А на гонку Кими положительно влиял и факт сэкономленной благодаря неучастию в финальном отрезке квалификации комплекта резины. Благодаря этому Райкконен, наряду с не преодолевшими сито первой части квалификации пилотами, имел возможность по ходу гонки надевать на свой болид новые комплекты резины.
Настигнув партнера по команде, вышедшего к этому моменту на вторую позиции, Кими далеко не сразу сумел опередить его. В Lotus решили не прибегать к командной тактике. Являясь на этом отрезке гонки самым быстрым на трассе, финн не мог реализовать преимуществом в скорости, потеряв еще драгоценное время. Но, все же, после ряда атак, воспользовавшись преимуществами системы DRS, и не встретив особого сопротивления, сумел в первом повороте 24-го круга опередить Романа Грожана и выйти на вторую позицию. Но по окончании этого круга Кими, дабы не терять времени, ныряет в боксы. Где ему ставят комплект покрышек среднего типа. Еще раз обогнув трассу, вслед за ним на пит-лейн направилась и пара лидеров.
Позиции в первой тройке остались неизменными. Изношенная мягкая резина вела себя на RB8 неважно, и Райкконен стал нагонять Себастьяна. К 33-ему кругу Кими сумел сделать отставание от лидера менее секунды, что дало возможность использовать DRS. Но настройки болида и гоночное мастерство Феттеля не позволили чемпиону мира 2007 года, несмотря на ряд рискованных и дерзких попыток атак, выйти в лидеры.
И по окончании 39-го круга оппоненты синхронно направляются на пит-стоп. Механики Lotus на этот раз сработали медленней коллег из австрийского коллектива. И Кими вернулся на трассу с отставанием в три секунды. На покрышках среднего типа Феттель чувствовал себя более уверено, и на протяжении последующих шестнадцати кругов, контролируя отрыв, не дал финну возможности приблизиться к себе. В таком порядке, не форсируя событий, лидеры и финишировали в гонке.
Наряду с поднявшимися на подиум гонщиками еще одним истинным героем этапа стал шотландец итальянского происхождения Пол ди Реста. Экономия комплекта резины привела к старту с десятой позиции. Но вряд ли кто-то станет отрицать, что у гонщика Force India было не так уж много шансов опередить соперников по третьей части квалификации. А благодаря такому решению ди Реста, так же как и Райкконен, имел возможность на каждом из пит-стопов ставить на свою машину свежий комплект резины. Что было крайне важно – ведь команда выбрала для гонщика тактику всего с двумя посещениями боксов.
Старт шотландцу не удался, и из первого поворота он вышел лишь двенадцатым. К началу серии пит-стопов шотландец мастерским пилотажем сумел вернуть десятую позицию. Благодаря пит-стопам соперников он начал опережать гонщиков одного за другим. И после остановки на плановое обслуживание Феттеля на один круг вышел в лидеры. Став, тем самым восьмым, кому удалось по ходу этого сезона хотя бы один круг полидировать в гонке. Заправленная под завязку машина изнашивала резину быстрее, чем на это рассчитывали в команде. Шины переставали держать трассу. Скорость падала. Пол не сумел дотянуть до тактически верного 18-го круга, и заехал в боксы на 14-ом. Вернулся на трассу он лишь 12-ым.
В итоге покрышки среднего состава начинали потихоньку «плыть». Гонщик умело контролировал ситуацию, стараясь, по возможности, беречь резину. Но ничего не сумел противопоставить Марку Уэбберу на более свежих шинах, обогнавшим ди Ресту на 28-ом круге. После пит-стопа на 33 круге Пол знал, что впереди его ждали 24 круга на среднем составе. И что к концу этого отрезка резина будет менее эффективной, нежели на машинах соперников. Потерянное в трафике время позволило Нико Росбергу настичь оппонента и опередить его на 53 круге. И Пол ди Реста, до самого финиша отбивавшийся от атак Алонсо, завершил гонку на лучшей для команды в этом сезоне шестой позиции. Но, в любом случае это результат, являющийся повторением лучшего финиша в карьере молодого гонщика, можно считать несомненным успехом как самого ди Ресты, так и его команды, обеспечившей успешное воплощение тактического плана в жизнь.
Стратегию с двумя остановками в боксах, помимо шотландца, выбрал только лишь Камуи Кобаяши. И в то же самое время японец стал единственным, кто принял решение стартовать на среднем типе резины. Но это не позволило ни ему, ни его команде достичь положительных результатов. Для швейцарского коллектива в этой гонке все перевернулось с ног на голову. Особой скорости не наблюдалось, экономить резину не получалось. Именно поэтому для гонщиков были выбраны две различные стратегии. Но ни одна из них не помогла пилотом швейцарской «конюшни» добиться успеха.
Впервые в сезоне гонщики Sauber по ходу дистанции не отметились в лидирующей группе. От былой эффективности техники команды в работе с покрышками не осталось и следа. И Камуи был вынужден за семь кругов до финиша еще раз навестить своих механиков, что стоило ему места в очковой зоне. Впервые в сезоне швейцарская команда не смогли по итогом этапа набрать зачетных баллов.
Гонка на Сахире для основных, по всеобщему мнению, фаворитов чемпионата завершился фиаско. Льюис Хэмилтон приехал в Бахрейн лидером общего зачета, но невнятная скорость автомобиля, невозможность эффективной работы с резиной и банальное невезение привели к тому, что он смог финишировать лишь на седьмой позиции. Для Баттона же это старт завершилась сходом из-за неисправности двигателя за два круга до финиша. В итоге чемпион мира 2009 года попал в итоговую классификацию на 18 позиции.
Вообще же MP4-27 в гонке явно не хватало скорости. Если на первом отрезке дистанции на мягкой резине Хэмилтон хоть как-то мог поддерживать скорость лидера, то после пит-стопа темп упал достаточно сильно. Команда не смогла найти ключей к настройкам болида под резину среднего типа. И чем сильнее изнашивались шины, тем больше болид приобретал избыточную поворачиваемость, с которой гонщики ничего не могли поделать.
После этого этапа в лидеры общего зачета вышел Себастьян Феттель. А результаты его напарника Марка Уэббера, завершившего каждый этап нынешнего сезона на четвертом месте, позволили команде Red Bull возглавить «Кубок конструкторов».
3,333 – такое время в секундах, если верить официальным протоколам, отделило Кими Райкконена от победителя гонки. Если бы не старт с одиннадцатой позиции, ошибки самого финна и куча потерянного времени в борьбе с соперниками, то все могло бы быть совсем иначе…
Так же как предыдущий этап завершился триумфом моторов Mercedes, так и эта гонка стала ареной абсолютного доминирования болидов, оснащенных двигателями Renault. Ими были заняты четыре первые позиции. В последний раз подобное событие имело место в далеком уже 1997 году.
А что касается еще одного клиента французских мотористов, и основных поставщиков побед в 1990-ых годах, команды Williams, то обе машины британской «конюшни» в этой, 150-ой для связки Williams-Renault, гонке до финиша по разным причинам не добрались. Пастор Мальдонадо, из-за замены коробки передач стартовавший лишь 22-ым, сумел неплохо подняться. Но, после прокола на 25-ом круге венесуэлец сворачивает в боксы и паркуется в гараже команды. По всей видимости, в техническом штабе решили поберечь технику и не продолжать бесперспективную гонку в тяжелых для систем автомобиля условиях. Бруно Сенна так же проводил неплохой этап. И тоже был вынужден за три круга до финиша сойти с дистанции из-за опасений в неисправности тормозной системы. Бразилец все-таки был классифицирован на, последней, 22 позиции.
После окончания гонки стало известно, что судейским корпусом для получения комментариев были приглашены Нико Росберг, Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо. Под особое внимание стюардов попали эпизоды опасной борьбы Нико Росберга и опасный по мнению маршалов выезд Алонсо после обслуживания. Разбирательство завершилось без наложения каких-либо санкций.
В четырех гонках первой выездной серии сезона победы одержали представители четырех разных команды! Это хоть и не уникальное достижение, но такого мир Формулы-1 не знал почти тридцать лет – с 1983 года. Ничего не добавишь! Стартовавший пять недель назад сезон – невероятен! То ли еще будет? Узнаем через три недели на Гран-при Испании!
Михаил Саксонов
Автор: СПОРТДИАЛОГ
- Войдите на сайт для отправки комментариев
23:55 |
![]() |
«Локомотив» одержал победу над «Динамо» и прервал их беспроигрышную серию |
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »