Триумф «трехлучевой звезды»

После долгой трехнедельной паузы караван «большого цирка» направился в Шанхай. Где на достаточно новой, и все еще не утратившей своей современности, трассе было запланировано проведении Гран-при Китая. Спроектированное конструкторским бюро Германа Тильке гоночное кольцо приняло первую гонку чемпионата мира в октябре 2004 года. Cвоей конфигурацией автодром напоминает иероглиф «Шань», означающий «верхний» и являющийся первым иероглифом при написании названия города Шанхай по-китайски.

Хоть трасса и позаимствовала многие элементы конфигурации из ранних творений немецкого архитектора, но обладает при этом собственным шармом. Без преувеличения можно сказать, что каждая из прошедших на шанхайском автодроме гонок оказывалась наполненным драматизмом и увлекательными событиями зрелищем и надолго запоминалась болельщикам. Можно было не сомневаться, что предстоящая гонка не могла преподнести ничего иного!

Главными претендентами на успех китайского этапа рассматривались, конечно же, фавориты нынешнего сезона – гонщики McLaren. Также, учитывая неплохие результаты на этой трассе предыдущие три года, многими прогнозировался успешный этап и для их соперников из Red Bull. А обилие длинных прямых и скоростных участков, по всеобщему убеждению, вполне могло дать преимущество Mercedes.

Вообще же, что касается команды немецкого концерна, то все никак не стихнут, начавшиеся еще до старта сезона, разбирательства относительно соответствия техническому регламенту DRS-воздуховода Mercedes. В четверг, после проведения службами Федерации технической инспекции, командой Lotus был подан протест на использование этой системы, который, как и все предыдущие, был отклонен. Скорее всего, руководство Lotus хочет удостовериться, что затраченные на исследования и разработку время и материальные средства не пропадут впустую после наложения запрета на эксплуатацию подобных систем. Тогда как представители McLaren достаточно четко дали понять, что не собираются в этом сезоне заниматься разработкой похожих технических решений.

Не осталось без внимания заявление Питера Заубера. Основатель, владелец и руководитель команды Sauber подтвердил, что принял окончательное решение снять с себя все официальные полномочия и отойти от активного участия в жизни коллектива по окончании сезона. А также передачу всех управляющих функций Монише Кальтенборн, которая уже несколько лет выполняет большую часть административной деятельности.

Вплоть да самого начала уик-энда задействованный в организации соревнований персонал и участники первенства оставались в неведении относительно того, куда предстоит направиться после завершения китайской гонки. Народные волнения на территории Бахрейна не прекращаются. И многие участники чемпионата открыто высказывали опасения за свою безопасность. Но буквально накануне гоночного уик-энда FIA и FOM сделали официальное заявление, что Гран-при Бахрейна состоится в намеченные сроки.

Компания Pirelli еще в конце марта определилась, какие шины будут использоваться на весенних этапах. В Шанхай итальянские шинники привезли покрышки мягкого и среднего состава. Как оказалось, выбор резины, а соответственно и тактической схемы, во многом и определил результат гонки.

Синоптики обещали прохладную погоду, привычный для промышленных регионов Китая смог, и 60%-ную вероятность осадков в пятницу. На этот раз, в связи с достаточно высокими скоростными качествами трека, и характеристиками, позволяющими вести полноценную борьбу, Федерацией было принято решение разместить одну небольшую зону DRS на задней прямой.

В пятницу, как это уже становится привычным, доминировали гонщики Mercedes и McLaren. Первая тестовая сессия не позволила участникам чемпионата выполнить запланированную программу. Синоптики не ошиблись, и первые полчаса трассу поливал дождь. А после его окончания на автодром опустился густой туман. Низкая температура воздуха в сочетании с высокой влажностью не позволяли прогреть резину, а промежуточные покрышки уже через несколько скоростных кругов перегревались и начинали интенсивно гранулироваться. В таких условиях команды не могли работать хоть сколько-нибудь эффективно.

К началу второй части свободных заездов распогодилось, но окончательно высохнуть асфальт так и не успел. Это привело к нескольким мастерски исполненным эффектным кульбитам, характерным, скорее, для фигурного катания. А также вылетом с трассы после потери носового обтекателя Тимо Глока. Его последующее промедление при покидании кокпита и продолжительное молчание в радиоэфире немало напугали как зрителей, так и членов гоночного коллектива.

В субботу погода выдалась более подходящей для автомобильных соревнований. По итогам третьей тренировочной сессии напарники по Mclaren Хэмильтон и Баттон оккупировали две верхние строчки, почти на полсекунды опередив обе машины Mercedes. Самым заметным происшествием заезда стал вылет Поля ди Ресты, не удержавшего свою Force India VJM05 на торможении перед шпилькой 14-го поворота. Примечательно, что событие это произошло на последнем круге, уже после того, как был вывешен клетчатый флаг.

Как уже стало привычно в этом сезоне, результат квалификационных заездов принес ряд неожиданных результатов. Первые двадцать минут квалификации традиционно определили диспозицию в последних рядах стартового поля и выявление того единственного, кому не повезло оказаться вне второй части квалификации.

Последний ряд виртуального стартового поля по итогам квалификации оккупировали гонщики HRT, перед ними квалифицировались представители российской Marussia. Виталий Петров проиграл своему напарнику Хейкки Ковалайнену 0,4 секунды, но по ходу гонки демонстрировал неплохой темп и сумел финишировать семнадцатым, опередив все машины своей группы и получив похвалу от владельца Caterham Тони Фернандеса.

Основным неудачником квалификации, как и три недели назад, оказался Жан-Эрик Вернь, второй раз подряд не сумевший преодолеть барьер первой части квалификации. Решение пожертвовать 17-ой стартовой позицией и уйти в гонку с пит-лейн, но иметь возможность внести изменения в конфигурацию болида, не принесло особой выгоды. Ошибочный выбор тактики и недооценка силы соперников не позволили молодому французу подняться выше 16 места, опередив, кроме аутсайдеров, лишь напарника по Toro Rosso.

Масса, которого только самый ленивый тиффози не наградил обидным эпитетом, окончил квалификационную сессию на 12 позиции. Его партнер по команде лишь чудом пробился в третий сегмент, показав во втором лишь десятое время, а Феттель, разбив пару гонщиков Скудерии, и вовсе, впервые за три сезона, не сумел выйти из второго отрезка. Так что, если судить по результатам прямых конкурентов, эту квалификацию бразильский гонщик, может занести, скорее, себе в актив.

А что касается победителя, то Нико Росберг завоевал первую поул-позишн в своей карьере! На второй строчке протокола значился Льюис Хэмильтон. Но наложенный на британца за смену коробки передач штраф в виде потери пяти стартовых позиций, позволил заводской команде Mercedes занять первый ряд стартовой решетки. В последний раз такое случилось более 56 лет назад, на Гран-при Италии 1955 года…

Старт прошел без особых инцидентов. Разве что Кобаяши, стартовавший третьим, потерял четыре позиции. Не многим лучше обстояли дела и у Уэббера, откатившегося на три строчки. Баттон, напротив, поднялся с шестого на третье место, но на первых кругах не сумел ничего противопоставить Михаэлю Шумахеру, небольшое преимущество в скорости которого позволило понемногу наращивать отрыв от соперников. Нико Росберг же, в свою очередь, начал достаточно активно увеличивать дистанцию от титулованного партнера по команде.

На 7 круге в боксы заехал Марк Уэббер. Паники в коллективе не наблюдалось, и, судя по всему, это была плановая остановка. Что четко указывало на выбор австралийцем оригинальной тактической схемы. На протяжении всего уик-энда машины Red Bull находились в различных технических конфигурациях. Феттель остался недоволен работой новой системы выхлопа и принял решение использовать в этой гонке предыдущий вариант. Старт же действующий чемпион мира, по примеру напарника, провалил, закончив первый круг пятнадцатым.

На 12-ом круге останавливается на плановую смену колес Михаэль Шамахер. Но, не преодолев и круга, немец был вынужден запарковать машину. По радио Михаэль пожаловался на заднее правое колесо. Понять, что же случилось было не сложно. Жестикуляция механика недвусмысленно говорила, что на машине под номером 8 не была закреплена контрящая гайка... Как и в Австралии, семикратный чемпион мира вынужден сойти, не закончив и четверти дистанции. И вновь не по своей вине. В итоге Шумахер оказался единственным сошедшим в гонке и, соответственно, в итоговом протоколе расположился на последнем месте.

В конце первой волны пит-стопов позицию лидера ненадолго занял Перес. Третью гонку кряду гонщик Sauber лидирует в Гран-при. На 16 круге мексиканец посещает своих механиков. В лидеры должен был выйти Филипе Масса. Но Серхио успел пересечь финишную линию на пит-лейн. И на этом же круге бразильца сумел опередить, эффективно воспользовавшись DRS, Росберг. После чего Фелипе, в свою очередь, направился в гаражный переулок. Но, судя по потере темпа, это было сделано, как минимум, на несколько кругов позже, чем следовало бы. Так что вернулся на гоночное полотно он лишь четырнадцатым. И на 29 круге был вынужден подчиниться приказам с пит-уолл и пропустить партнера по команде. Алонсо находился на иной тактике. Испанец пробился в последний сегмент квалификации. И тот факт, что он был вынужден стартовать на уже изношенной резине предопределил выбор стратегии на гонку. Испанец решил совершить три примерно равноразнесенных по дистанции пит-стопа. И ему была необходима пустая трасса.

Но применение различных тактических схем не принесло Скудерии удачи. Вышедший было на 40 круге на второе место Масса отправился на второй пит-стоп, который стоил ему еще больше потерянного времени. Вернулся он на трассу всего лишь четырнадцатым. И до финиша смог отыграть лишь одну позиции, опередив испытывавшего огромные проблемы с резиной Райкконена. Алонсо после третьего посещения боксов и ряда перестановок оказался лишь девятым и до самого финиша не смог найти аргументов в борьбе с Пастором Мальдонадо.

Наконец, удача позволила проявить себя и напарникам по Williams. Накануне 70-летия сэра Фрэнка Уилльямса оба гонщика команды смогли финишировать в зачетной зоне. Пастор, удержавший позади себя триумфатора прошлого этапа, финишировал на восьмой – лучшей в своей карьере – позиции. Его партнер по команде Бруно Сенна, проведший после стартовой заварушки всю гонку с поврежденным носовым обтекателем и антикрылом, финишировал впереди партнера по команде.

По окончании 39 круга на пит-лейн направился Дженсон Баттон. Пит-стоп продолжался практически семь секунд – механики смогли далеко не сразу закрепить заднее левое колесо. После финиша Баттон сетовал на эту заминку, назвав ее главной причиной, помешавшей побороться за победу. Может, эти четыре секунды и не изменил бы ситуации. Но не потеряй их британец, и была большая вероятность вернуться на трассу впереди основной группы и получить оперативный просто чистой трассы. А с учетом более свежих, нежели у гонщика Mercedes, покрышек Дженсон мог бы попытаться нагнать лидировавшего немца. Но история не терпит сослагательного наклонения! И после пит-стопа Баттон оказался лишь шестым – в самой гуще событий первой группы.

Вообще же гонка выдалась невероятной. Не часто удается увидеть на поздней стадии заезда столь компактный, движущийся плотным строем, пелотон. Шутка сказать – интервал между второй и двенадцатой позициями большую часть дистанции не превышал 10 секунд! И, в связи с этим, соревнование было наполнено острой и напряженной борьбой. Из-за чего любая оплошность или неудача могла плачевно сказаться на итогах этапа. Это наглядно продемонстрировал результат Кими Райкконена.

Выбравший тактику с двумя ранними пит-стопами, финн за десять кругов до финиша оказался на второй позиции, во главе группы. Но надеждам на удачное окончание этапа было суждено растаять на 48 круге, когда Кими, не выдержав прессинга непрекращающихся атак Феттеля, был вынужден покинуть гоночную траекторию. Изношенные покрышки уже практически не держали трассу, и загрязнение рабочей поверхности слика самым негативным образом сказалось на темпе машины. За один только круг чемпиона мира 2007 года опередила вся группа. А пару кругов спустя и вторая. В результате, казавшаяся еще недавно столь перспективной гонка завершилась для финна лишь на 14 строчке итоговой классификации.

Его напарник по Lotus Роман Грожан, не показавший в итоговом сегменте квалификации зачетного времени и стартовавший из-за этого с десятой позиции, выбрал похожую тактику, но второй пит-стоп провел на 4 круга позже финна, а сохраненный в более приличном состоянии благодаря «проваленной» квалификации комплект медиума позволил сохранить темп. Благодаря этим факторам молодой француз сумел, наконец, завершить полную дистанцию Гран-при текущего сезона на шестой позиции, заработав первые в своей карьере очки.

Перед ним финишировали оба гонщика Red Bull. После проведения атаки, стоившей гонки Райкконену, Феттель вышел на второе место. Но финишировать на этой позиции ему было не суждено. И все по той же причине. После раннего, по сравнению с соперниками, пит-стопа покрышки, пускай и не так катострофически как у финна, перестали держать трассу. Всего через три круга немец был вынужден сдаться под натиском Баттона. А по прошествии еще нескольких кругов действующего чемпиона мира опередили Хэмильтон и напарник по команде.

Уэббер выбрал более агрессивную тактику с тремя остановками. Из-за чего покрышки на его машине в завершающей стадии гонки находились не в таком плачевном состоянии, как у большинства конкурентов. Марк же подарил самый, пожалуй, запоминающийся момент этапа. На 37 круге, слишком широко выйдя из 13 поворот, австралиец покинул пределы трассы. И, познакомившись с кочкой, его болид отправился в небольшой полет. После жесткой посадки RB8 смог без видимых трудностей продолжить движение и доставить своего пилота к финишу на четвертой позиции. Прочностные качества построенного силами австрийской «конюшни» снаряда не могут не восхищать!

Баттону же в ходе ожесточенной борьбы удалось за шесть кругов до финиша выйти на вторую позицию. К этому моменту Росберг сумел создать комфортный отрыв в размере 25 секунд. Покрышки на машине британца после активной борьбы в условиях плотного трафика находились в состоянии, далеком от идеального, и противопоставить что-либо гонщику Mercedes Дженсон был уже не в силах. Судьба первого места была практически решена. Нико оставалось лишь беречь машину, не совершать ошибок и надеяться, что судьба не готовит неприятных сюрпризов.

В ходе всего уик-энда команда из Брэкли удивила уверенной работой с резиной. Возможно, Росс Браун не лукавил, когда утверждал, что гоночному коллективу, по всей видимости, удалось выяснить причины излишнего износа покрышек. Хотя, более вероятно, температура воздуха, не поднимавшаяся по ходу уик-энда выше 20 градусов, и отсутствие прямых солнечных лучей способствовали не столь сильному прогреву гоночного покрытия, по сравнению с предыдущими этапами. Достаточно холодный асфальт (а его температура по ходу заездов не поднималась выше +27) позволял болидам Mercedes, излишне загружающим колеса, быстрее доводить температуру шин до рабочих диапазонов. Оппоненты же были вынуждены бороться с невозможностью эффективного прогрева колес. Косвенным подтверждением чего является избыточное гранулирование покрышек у большей части пелотона.

Сильнее всего эти проблемы сказались на результатах Sauber. Машины швейцарской конюшни, после первых двух этапов считались эталонными в работе с резиной. На этот раз климатические условия привели к тому, что покрышки слишком долго выходили в рабочий диапазон температур – только после двух-трех кругов в гоночном темпе. И, конечно, ни о какой эффективности работы с резиной не могло идти и речи. Сразу после пит-стопов Кобаяши и Перес проигрывали конкурентом не менее секунды. Финишировал Перес 11-ым. А за, классифицированным одной позицией выше, Кобаяши абсолютно неожиданно осталось лучшее время круга, ставшее первым как в карьере молодого японца, так и в истории команды.

Но как бы то ни было, Нико Росберг, занимая первую позицию по ходу практически всей дистанции, уступив лидерство лишь на несколько кругов после каждого из пит-стопов, одержал в своем 111 старте дебютную и столь заслуженную победу. Довершил триумф марки Mercedes двойной подиум McLaren, на машинах которой уже 18-ый год устанавливаются силовые агрегаты, маркированные трехлучевой звездой.

Впервые за 55 лет гонщик заводской команды Mercedes закончил Гран-при на верхней ступени пьедестала почета. Еще одним участником борьбы за титул стало больше? Посмотрим, какие сюрпризы принесет сохраненный в календаре Гран-при Бахрейна. Динамика сезона такова, что вполне вероятно ожидать четвертого победителя из четвертой же команды. Ждать осталось совсем недолго – бахрейнский этап первенства запланирован на ближайшие выходные.

 

Саксонов Михаил

 
31.03.25 | Понедельник
16:52
РФС объявил об урегулировании инцидента между «Зенитом» и «Факелом»
16:49
НХЛ отметила погоню Овечкина за рекордом Гретцки обновленным логотипом
16:48
Дарья Касаткина будет представлять Австралию на турнирах WTA
16:46
Массовая драка в матче НБА: удалены семь участников
16:39
Овечкин в шаге от рекорда Гретцки
18.03.25 | Вторник
13:21
Александр Овечкин: «Иду от игры к игре» в погоне за рекордом Гретцки
13:20
Александр Овечкин планирует открыть личный музей в Москве
13:18
Лионель Месси пропустит отборочные матчи ЧМ-2026 из-за травмы
13:16
Болгарский клуб «Арда» извинился за минуту молчания в честь живого футболиста
16.03.25 | Воскресенье
00:11
«Манчестер Сити» упустил победу в матче против «Брайтона» из-за автогола Хусанова
00:10
«Локомотив» прервал беспроигрышную серию «Динамо» победой 2:1
00:07
Даня Милохин одержал победу нокаутом во втором боксерском поединке
15.03.25 | Суббота
23:55
«Локомотив» одержал победу над «Динамо» и прервал их беспроигрышную серию
11.03.25 | Вторник
14:05
Артем Дзюба установил новый рекорд в российском футболе
14:02
Иржи Прохазка обвинил Магомеда Анкалаева в нечестной борьбе
13:58
Александр Овечкин в шаге от рекорда Уэйна Гретцки
RSS-материал